Анатомия утиного манка

Не будет преувеличением сравнить утиный манок с традиционными духовыми инструментами, такими как саксофон или кларнет. Музыканты играют на этих инструментах, проталкивая воздух через мундштук и язычок, который вибрирует и производит звук. Утиные манки работают по тому же принципу.
«Птичьи манки так же чувствительны и требовательны, как и любой другой музыкальный инструмент, —  говорит Дэвид Гестон, владелец Gaston Custom Calls в городе Томасвилль, штат Алабама. — Изменение в любой части манка влияет на звучание. Задача изготовителя манка — создать, подогнать и настроить части устройства так, чтобы манок воспроизводил звук в правильной последовательности, с желаемым тоном и высотой». 

Схема утиного манка    
Из чего состоит манок?
Гестон производит манки в «арканзасском» стиле — стандартном дизайне современных манков. Эти манки состоят из пяти основных  частей:
— мундштук (баррель);
— рупор;
— язычок (пищик);
— тоновая доска;
— клинышек.
Мундштук — это пустотелая часть манка, в которую дует охотник. Рупор плотно подогнан в мундштук. Тоновая доска является частью рупора и удерживает язычок. Он, в свою очередь, закреплен на месте клинышком.
Как говорит Гестон, малейшее изменение во «внутренностях» манка может трагически изменить тон звучания. «Лёгкое удлинение или укорачивание язычка изменит звук, — объясняет мастер. — Более длинный вибрирует медленнее и берёт тон ниже. Соответственно, укороченный язычок вибрирует быстрее и производит высокий тон».
Изменение толщины язычка сказывается и на звучании. Утолщенный пищик требует более интенсивного движения воздуха и производит весьма громкий звук. Стандартный пластиковый  имеет толщину 0,254 мм, тогда как толщина прочных утолщенных язычков составляет 0,356 мм.
Пробковый клинышек со временем усохнет, потеряет свою эластичность и крепкую фиксацию язычка  на тоновой доске. «Когда это произойдет, звук утратит свою ломкость, — замечает Гестон. — Охотники должны периодически заменять пробковый клинышек, чтобы контакт между тоновой доской и язычком был крепким, а звук оставался трескучим». 

Подманивание манком 
уток    
Толщина мундштука — ещё один важный фактор, влияющий на тон манка. Чем толще мундштук, тем больше вибрации он поглощает. Это значит, что манок с толстым мундштуком будет производить более глубокий, сочный звук, тогда как тонкий мундштук будет залогом более высокого, резкого тона. Другими факторами, которые влияют на то, как звучит манок, являются:
— количество язычков (одинарный или двойной); 
— диаметр звукового канала (место, где воздух выходит из рупора);
— длина язычка;
— положение кончика язычка относительно среза тоновой доски.
От того, как отдельно взятый охотник дует в манок, тоже зависит звучание. «Некоторые люди дуют сильнее остальных. Некоторые ребята прикрывают манок всей рукой, другие — только несколькими пальцами. Существует много нюансов, которые влияют на то, какой звук вылетит из утиного манка», — говорит Гестон.
Манки, изготовленные из акрила, как правило, производят более резкий и громкий звук, чем манки из  поликарбоната или дерева. Хотя манки из высококачественного акрила тоже имеют свои преимущества.  Они не пористые, в отличие от деревянных, которые впитывают влагу и разбухают с внутренней стороны манка. Это увеличивает давление на рупор, вследствие чего звук станет не таким чётким, как был.  В общем, акриловые манки производят более стабильный звук вне зависимости от охотничьих условий.
«Если вам нужен манок с определённым тоном, именно под вас, найдите мастера, манки которого вам нравятся. Наведайтесь к нему, расскажите, чего вы хотите от манка. Мастер посмотрит, как вы работаете с манком, и настроит или изготовит модель под ваши индивидуальные потребности», — советует напоследок Гестон.